Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Уставного Суда Калининградской области от 09.11.2015 N 10-П "По делу о соответствии Уставу Калининградской области подпункта 7 пункта 1 статьи 16 и пункта 2 статьи 17 Закона Калининградской области от 2 октября 2000 года N 247 "Об Уставном Суде Калининградской области"



УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Калининградской области Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2015 г. № 10-П

По делу о соответствии Уставу (Основному Закону)
Калининградской области подпункта 7 пункта 1 статьи 16
и пункта 2 статьи 17 Закона Калининградской области
от 2 октября 2000 года № 247 "Об Уставном Суде
Калининградской области"

Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - и.о. Председателя А.В. Куликова, судей Т.А. Карпенко, Ю.А. Кузяева,
с участием представителей:
- заявителя - депутата Калининградской областной Думы пятого созыва Ю.П. Галанина, - С.И. Синицыной;
- Калининградской областной Думы как органа, принявшего правовой акт, положения которого подлежат проверке, - А.А. Красовского;
- Губернатора Калининградской области как должностного лица, подписавшего правовой акт, положения которого подлежат проверке, - Е.Ю. Гора,
руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта 7 пункта 1 статьи 16 и пункта 2 статьи 17 Закона Калининградской области от 2 октября 2000 года № 247 "Об Уставном Суде Калининградской области".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутатов Калининградской областной Думы пятого созыва В.Т. Султанова и Ю.П. Галанина.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункт 7 пункта 1 статьи 16 и пункт 2 статьи 17 Закона Калининградской области от 2 октября 2000 года № 247 "Об Уставном Суде Калининградской области".
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ю.А. Кузяева, выступления представителей сторон: С.И. Синицыной, А.А. Красовского, Е.Ю. Гора, представителя прокуратуры Калининградской области - Ю.С. Степановой,
исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

установил:

1. В Уставный Суд 13 апреля 2015 года поступило обращение в форме запроса от депутатов Калининградской областной Думы пятого созыва Султанова Владимира Тофиковича и Галанина Юрия Петровича (далее - заявители). 16 октября 2015 года заявитель Ю.П. Галанин дополнительно предоставил обоснование своей правовой позиции.
В обращении заявители оспаривают подпункт 7 пункта 1 статьи 16 и пункт 2 статьи 17 Закона Калининградской области от 2 октября 2000 года № 247 "Об Уставном Суде Калининградской области" (далее - Закон Калининградской области № 247).
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Закона Калининградской области № 247 определено одно из требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи Уставного Суда, согласно которому судьей Уставного Суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона Калининградской области № 247 основаниями для представления кандидата на должность судьи Уставного Суда являются соответствие его требованиям статьи 16 настоящего Закона, представление кандидатом письменного обязательства в случае назначения на должность судьи Уставного Суда прекратить занятия и действия, несовместимые с должностью судьи Уставного Суда (статья 19 настоящего Закона), а также отсутствие у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, подтвержденное предварительным медицинским освидетельствованием, проводимым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
По мнению заявителей, оспариваемые ими нормы Закона Калининградской области № 247 противоречат требованиям частей 1, 2 статьи 15, пунктов "б", "н" части 1 статьи 72, частей 1, 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, части 5 статьи 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", подпункта 4 пункта 2, пункта 5 статьи 4, пунктов 1, 3, 5, 6, 8, 10 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", подпункта 1 пункта 2 статьи 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", абзаца второго пункта 1 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 17, пункта 11 статьи 22 Положения о порядке работы квалификационных коллегий.
Заявители просят Уставный Суд признать подпункт 7 пункта 1 статьи 16, пункт 2 статьи 17 Закона Калининградской области № 247 не соответствующими пунктам 1, 2 статьи 2, части 3 пункта 1 статьи 7, пункту 2 статьи 8, пункту 3 статьи 43, пункту 2 статьи 44, пункту 2 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
В ходе судебного заседания представитель заявителя Ю.П. Галанина С.И. Синицына подтвердила в полном объеме позицию заявителя и требования.
Представитель Калининградской областной Думы А.А. Красовский в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве областной Думы. Полагает, что подпункт 7 пункта 1 статьи 16 и пункт 2 статьи 17 Закона Калининградской области № 247 не содержат противоречий Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Представитель Губернатора Калининградской области Е.Ю. Гора поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве. Считает, что нормы Закона Калининградской области № 247 приняты в рамках предписаний федерального законодательства и ему не противоречат. Отметила, что субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют порядок формирования судебных органов государственной власти и просит Уставный Суд признать положения подпункта 7 пункта 1 статьи 16 и пункта 2 статьи 17 Закона Калининградской области № 247 соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Представитель прокуратуры Калининградской области Ю.С. Степанова считает, что вопросы формирования, организации и деятельности Уставного Суда урегулированы в рамках компетенции субъекта Российской Федерации и в соответствии с федеральным законодательством. Оснований для признания подпункта 7 пункта 1 статьи 16 и пункта 2 статьи 17 Закона Калининградской области № 247 противоречащими Уставу (Основному Закону) Калининградской области не имеется.
В соответствии со статьей 70 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются положения подпункта 7 пункта 1 статьи 16 и пункта 2 статьи 17 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области".
2. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области на территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ) установлено, что в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации; конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации; порядок наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4, часть 4 статьи 13, часть 1 статьи 27).
В соответствии с Уставом (Основным Законом) Калининградской области Уставный Суд Калининградской области является судебным органом государственной власти Калининградской области, входит в единую судебную систему Российской Федерации, порядок наделения полномочиями судей, создания и деятельности Уставного Суда Калининградской области, рассмотрения отнесенных к его компетенции вопросов устанавливается уставным законом Калининградской области (статья 51, пункты 1, 4 статьи 52 Устава).
Согласно положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области (пункт 1 статьи 17, статья 22) и Уставного закона Калининградской области от 4 мая 2010 года № 439 "О Калининградской областной Думе" (пункт 1 статьи 1, подпункт 2 пункта 1 статьи 7) Калининградская областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти Калининградской области и осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Калининградской области.
Закон Калининградской области № 247 принят Калининградской областной Думой второго созыва 7 сентября 2000 года, подписан главой администрации (губернатором) Калининградской области Л. Горбенко 2 октября 2000 года, опубликован в издании "Дмитрия Донского, 1" № 83 от 14 октября 2000 года (начало), № 86 от 21 октября 2000 года (продолжение), № 89 от 28 октября 2000 года (окончание), вступил в силу со дня его официального опубликования. В настоящее время подпункт 7 пункта 1 статьи 16 Закона Калининградской области № 247 действует в редакции Закона Калининградской области от 29 июня 2009 года № 367, который опубликован в издании "Комсомольская правда" в Калининграде" (приложение "Официальный вестник") № 99 от 7 июля 2009 года и вступил в силу со дня его официального опубликования; пункт 2 статьи 17 действует в редакции Закона Калининградской области от 18 июня 2003 года № 271, который опубликован в издании "Калининградская вечерка" № 21 от 20 июня 2003 года и вступил в силу со дня его официального опубликования.
С учетом изложенного Закон Калининградской области № 247, определяющий правовые основы организации и деятельности Уставного Суда, статус его судей, порядок осуществления уставного судопроизводства, принят в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством и Уставом (Основным Законом) Калининградской области.
3. Согласно положениям Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем законодательного закрепления, в том числе единства статуса судей (статья 3). Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации (статья 12).
Аналогичные положения закреплены в статье 2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации № 3132-1).
Приведенные нормы федерального законодательства свидетельствуют о том, что на судей конституционных (уставных) судов, обладающих равным с другими судьями статусом, распространяются нормы Закона Российской Федерации № 3132-1, определяющие в том числе требования к кандидатам на должность судьи.
Федеральный законодатель статьей 4 Закона Российской Федерации № 3132-1 установил единые требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи. Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 4, при соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 указанной статьи, судьей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.
Приведенная норма Закона Российской Федерации № 3132-1 фактически распространяет на судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации квалификационные критерии, непосредственно указанные в статье 119 Конституции Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 2 февраля 2006 года № 37-О, разрешение вопроса установления более высоких требований к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов является прерогативой федерального законодателя, который, учитывая особенности правовой природы и статуса конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, их место в судебной системе Российской Федерации, как они закреплены Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" (статьи 4 и 12, часть 4 статьи 13, часть 2 статьи 17, статья 27), может в федеральном законе установить повышенные требования к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, касающиеся в том числе возраста и стажа работы по юридической профессии, либо предоставить соответствующее правомочие законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Российской Федерации № 3132-1 дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации могут быть установлены федеральным конституционным законом и федеральным законом.
Действующее федеральное законодательство не содержит положений, устанавливающих дополнительные требования к кандидатам на должность судей конституционных (уставных) судов, а также положений о предоставлении соответствующего правомочия законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законодатель Калининградской области, реализуя собственные полномочия по организации и деятельности Уставного Суда Калининградской области, определению статуса его судей, установил в статье 16 Закона Калининградской области № 247 требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Уставного Суда Калининградской области, аналогичные установленным в пунктах 1 и 2 статьи 4 Закона Российской Федерации № 3132-1.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 16 Закона Калининградской области № 247 судьей Уставного Суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.
В настоящее время подпункт 4 пункта 2 статьи 4 Закона Российской Федерации № 3132-1, устанавливающий требования к кандидатам на должность судьи по возрасту и стажу работы, действует в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ.
Ранее подпункт 4 пункта 2 статьи 4 определял, что судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет. Указанная норма статьи 4 Закона Российской Федерации № 3132-1 была приведена в соответствие с требованиями Федерального закона от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ). Понятие "стаж работы по юридической специальности" заменено понятием "стаж работы в области юриспруденции". При этом указанным Законом требования к периодам работы, включаемым в стаж работы в области юриспруденции (пункт 5 статьи 4), необходимый для назначения на должность судьи, не изменились.
Следует отметить, что федеральный законодатель допускает использование различных терминов в отношении стажа работы, необходимого для назначения на должность судьи. Так, термин "стаж работы по юридической профессии" содержится в статье 119 Конституции Российской Федерации, статье 8 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
При таких обстоятельствах Уставный Суд считает, что термин "стаж работы по юридической специальности", использованный в Законе Калининградской области № 247 и соответствующий аналогичному понятию подпункта 4 пункта 2 статьи 4 Закона Российской Федерации № 3132-1 до внесения в него изменений Федеральным законом № 185-ФЗ, не противоречит по смыслу понятию "стаж в области юриспруденции" и, исходя из единства статуса судей, не препятствует применению положений Закона Российской Федерации № 3132-1, в том числе пункта 5 статьи 4, устанавливающего требования к периодам работы, включаемым в стаж работы, необходимый для назначения на должность судьи.
На основании изложенного Уставный Суд считает, что оспариваемые положения подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Закона Калининградской области № 247, устанавливающие требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Уставного Суда, приняты законодателем Калининградской области в рамках предоставленных ему федеральным законодателем полномочий, согласуются с предписаниями Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", обеспечивают реализацию принципа единства статуса судей в Российской Федерации, и не противоречат положениям пункта 1 статьи 2, пункту 1 статьи 8, пункту 3 статьи 43 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Однако данный вывод Уставного Суда не исключает обязанности законодателя Калининградской области обеспечить единообразие термина подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Закона Калининградской области № 247 в отношении стажа работы, установленного до принятия Федерального закона № 185-ФЗ, с аналогичным понятием, содержащимся в подпункте 4 пункта 2 статьи 4 Закона Российской Федерации № 3132-1 в редакции Федерального закона № 185-ФЗ.
4. Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ (часть 2 статьи 17) предусмотрено, что конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации создается законом субъекта Российской Федерации. Порядок наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 13).
Федеральный закон, определяющий правовое положение (статус) судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, к настоящему времени не принят.
Установленный Законом Российской Федерации № 3132-1 (статьи 5 и 6) порядок отбора кандидатов и наделения полномочиями судей федеральных судов предусматривает конкурсную основу отбора кандидатов на должность судьи, сдачу квалификационного экзамена, наличие решения соответствующей квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи. Однако указанный Закон не содержит предписаний, распространяющих перечисленные требования непосредственно на судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Вопрос правового регулирования порядка наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно его правовой позиции, выраженной в Определении от 27 декабря 2005 года № 491-О, конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации, в отличие от федеральных судов, входит в систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, является конституционным (уставным) органом государственной власти, действующим независимо и самостоятельно, что не может не учитываться при правовом регулировании организации и деятельности данных судов. В отсутствие специального федерального закона, регламентирующего правовое положение (статус) судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, законодатель субъекта Российской Федерации вправе избрать ту или иную организационную модель конституционной юстиции, как в части определения компетенции, так и в части определения порядка наделения полномочиями и прекращения полномочий судей конституционного (уставного) суда, в том числе ориентируясь и на нормы Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что на судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации распространяются предписания Закона Российской Федерации № 3132-1, в том числе устанавливающие требования к кандидатам на должность судьи, процедуру отбора кандидатов, порядок наделения судей полномочиями, которые адресованы непосредственно им, и другие предписания, если они, по смыслу соответствующих норм, согласуются с особенностями правовой природы конституционных (уставных) судов как органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих конституционный (уставный) контроль, их статусом и полномочиями, определенными конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области порядок наделения полномочиями судей, создания и деятельности Уставного Суда Калининградской области, рассмотрения отнесенных к его компетенции вопросов устанавливается уставным законом Калининградской области.
Законодатель Калининградской области, реализуя предоставленные полномочия, в статье 17 Закона Калининградской области № 247 определил порядок назначения на должность судьи Уставного Суда.
Согласно указанной статье судьи Уставного Суда назначаются на должность Калининградской областной Думой по представлению Губернатора Калининградской области, одной трети от установленного числа депутатов областной Думы. Предложения о кандидатах на должность судьи Уставного Суда могут вноситься Губернатору Калининградской области и депутатам областной Думы органами местного самоуправления Калининградской области, Калининградским областным судом, Арбитражным судом Калининградской области (пункт 1). Определены основания для представления кандидата на должность судьи Уставного Суда (пункт 2). На должность судьи Уставного Суда может быть предложено несколько кандидатур (пункт 3). Назначение на должность судьи Уставного Суда осуществляется тайным голосованием депутатов областной Думы. Кандидат считается назначенным на должность судьи Уставного Суда, если за него проголосовало более половины от избранного состава депутатов областной Думы (пункт 4).
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона Калининградской области № 247 основаниями для представления кандидата на должность судьи Уставного Суда являются соответствие его требованиям статьи 16 настоящего Закона, представление кандидатом письменного обязательства в случае назначения на должность судьи Уставного Суда прекратить занятия и действия, несовместимые с должностью судьи Уставного Суда (статья 19 настоящего Закона), а также отсутствие у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, подтвержденное предварительным медицинским освидетельствованием, проводимым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Следует отметить, что приведенные нормы по своему содержанию воспроизводят аналогичные положения пункта 3 статьи 3, пункта 1 статьи 4, статьи 4.1. Закона Российской Федерации № 3132-1.
Заявители в обращении оспаривают пункт 2 статьи 17 Закона Калининградской области № 247, в целом не возражая против его требований. Вместе с тем заявители считают, что пункт 2 статьи 17 Закона Калининградской области № 247 не содержит в качестве оснований сдачу кандидатом на должность судьи квалификационного экзамена, наличие рекомендации квалификационной коллегии судей Калининградской области по результатам экзамена на должность судьи Уставного Суда, а также не предусматривает требование по отбору кандидатов на конкурсной основе, что, по мнению заявителей, противоречит требованиям федерального законодательства.
Анализ оспариваемого заявителями пункта 2 статьи 17 во взаимосвязи с другими пунктами данной статьи Закона Калининградской области № 247 показывает, что избранный порядок назначения на должность судьи Уставного Суда предусматривает в качестве основания для назначения на должность судьи соответствие кандидата требованиям, аналогичным установленным федеральным законодательством, определяет процедуру отбора из нескольких представленных кандидатов, согласуется с порядком назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, определенным статьей 9 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". При этом необходимость сдачи квалификационного экзамена кандидатом на должность судьи Конституционного Суда указанным Законом также не предусмотрена.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" определено, что квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации рассматривают вопросы, отнесенные к их компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимают мотивированные решения в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем принятие нормативных правовых актов, предписывающих возложение на квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации рассмотрение вопросов в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и принятие по ним мотивированных решений, является правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации. В отсутствие прямого законодательного урегулирования вопроса о наделении квалификационной коллегии судей Калининградской области соответствующими полномочиями по принятию решений в отношении судей Уставного Суда, избранный порядок назначения на должность судьи Уставного Суда, не предусматривающий такого решения, не вступает в противоречие с положениями федерального законодательства.
Таким образом, анализируя положения статьи 17 Закона Калининградской области № 247 во взаимосвязи с указанными нормами федерального законодательства, с учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Уставный Суд приходит к выводу, что правовое регулирование порядка назначения судей Уставного Суда, включая основания представления кандидата на должность судьи, осуществлено в рамках полномочий, установленных федеральным законодательством, согласуется с его положениями и не находит оснований для признания пункта 2 статьи 17 Закона Калининградской области не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Вместе с тем данный вывод Уставного Суда сам по себе не препятствует законодателю Калининградской области, реализуя предоставленные полномочия по определению процедуры отбора кандидатов на должность судей Уставного Суда, предусмотреть, наряду с действующими требованиями, наличие у этих лиц признанной высокой квалификации в области права, продолжительного стажа работы по юридической профессии, безупречной репутации и других качеств, позволяющих на конкурсной основе выбрать наиболее достойную кандидатуру с целью формирования независимого и компетентного органа судебной власти субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области

постановил:

1. Признать подпункт 7 пункта 1 статьи 16 и пункт 2 статьи 17 Закона Калининградской области от 2 октября 2000 года № 247 "Об Уставном Суде Калининградской области" соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.


------------------------------------------------------------------