Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Уставного Суда Калининградской области от 21.08.2015 N 7-П "По делу о соответствии Уставу Калининградской области отдельного положения части 2 статьи 23 Устава муниципального образования "Гвардейский городской округ", принятого Решением Совета депутатов муниципального образования "Гвардейский район" от 18 сентября 2014 года N 316"



УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Калининградской области Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2015 г. № 7-П

По делу о соответствии Уставу (Основному Закону)
Калининградской области отдельного положения части
2 статьи 23 Устава муниципального образования "Гвардейский
городской округ", принятого Решением Совета депутатов
муниципального образования "Гвардейский район"
от 18 сентября 2014 года № 316

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председательствующего - и.о. Председателя А.В. Куликова, судей Т.А. Карпенко, Ю.А. Кузяева,
с участием стороны - представителя Совета депутатов муниципального образования "Гвардейский городской округ", как органа принявшего правовой акт, подлежащий проверке, - Н.Л. Гадиляускене,
руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения части 2 статьи 23 Устава муниципального образования "Гвардейский городской округ", принятого Решением Совета депутатов муниципального образования "Гвардейский район" от 18 сентября 2014 года № 316.
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Калининградской областной Думы пятого созыва Ю.П. Галанина. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельное положение части 2 статьи 23 Устава муниципального образования "Гвардейский городской округ", принятого Решением Совета депутатов муниципального образования "Гвардейский район" от 18 сентября 2014 года № 316 в части слов: "Глава округа может осуществлять свои полномочия как на постоянной, так и на непостоянной основе".
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В. Куликова, выступления представителя Совета депутатов муниципального образования "Гвардейский городской округ" - Н.Л. Гадиляускене, приглашенного в судебное заседание представителя прокуратуры Калининградской области - И.М. Моора,
исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

установил:

1. В Уставный Суд 3 апреля 2015 года поступило обращение в форме запроса от депутата Калининградской областной Думы пятого созыва Галанина Юрия Петровича (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения части 2 статьи 23 Устава муниципального образования "Гвардейский городской округ", принятого Решением Совета депутатов муниципального образования "Гвардейский район" от 18 сентября 2014 года № 316 "О принятии Устава муниципального образования "Гвардейский городской округ" (далее - Устав Гвардейского городского округа), в части слов: "Глава округа может осуществлять свои полномочия как на постоянной, так и на непостоянной основе".
Заявитель полагает, что в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), рассматривая главу муниципального образования как орган системы муниципальной власти, законодатель определил основы правового статуса главы муниципального образования, его функции и полномочия, осуществляемые только на постоянной основе.
В обоснование своей правовой позиции заявитель ссылается на положения статей 12 и 15 Конституции Российской Федерации, Федерального закона № 131-ФЗ (часть 3 статьи 6, часть 4 статьи 7, часть 1 статьи 34, части 9 и 14 статьи 35, пункты 1 и 3 части 2, части 1 и 4.1. статьи 36, часть 1 статьи 51, часть 2 статьи 52), Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 152, пункт 1 статьи 153), Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Российской Федерацией (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4), и считает оспариваемую норму Устава Гвардейского городского округа не соответствующей статье 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Представитель Совета депутатов муниципального образования "Гвардейский городской округ" Н.Л. Гадиляускене в судебном заседании подтвердила позицию, изложенную в отзыве Совета депутатов и отметила, что согласно части 1 статьи 36, абзаца 2 части 5 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, положениям, закрепленным в Законе Калининградской области "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области", глава муниципального образования является выборным должностным лицом местного самоуправления, наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и может осуществлять свои полномочия как на постоянной, так и на непостоянной основе. Полагает, что Совет депутатов вправе самостоятельно определять в уставе муниципального образования порядок осуществления полномочий главы городского округа.
В соответствии со статьей 70 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является проверка соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения части 2 статьи 23 Устава Гвардейского городского округа в части слов: "Глава округа может осуществлять свои полномочия как на постоянной, так и на непостоянной основе".
2. Конституцией Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (часть 2 статьи 3, статьи 12, 130 и 131).
В силу положений статьи 56 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами признается, гарантируется и осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление в Калининградской области осуществляется в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установленными федеральным законом.
Федеральным законом № 131-ФЗ (части 1 и 2 статьи 34) установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования. Наличие в структуре органов местного самоуправления главы муниципального образования является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Частью 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
Исходя из приведенных норм Федерального закона № 131-ФЗ, а также с учетом положений статьи 2 указанного Федерального закона, определяющей основные понятия и термины, глава муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления и является выборным должностным лицом местного самоуправления.
3. Пунктом 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соответствие муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, уставным законам Калининградской области, законам Калининградской области и иным нормативным правовым актам Калининградской области.
В соответствии с частью 3 статьи 34, пунктом 3 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ Законом Калининградской области от 7 марта 2006 года № 730 "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области" предусмотрено, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом (пункт 1 статьи 2). Глава городского округа, за исключением городского округа "Город Калининград", избирается представительным органом городского округа на срок полномочий представительного органа городского округа из своего состава и исполняет полномочия его председателя (пункт 6 статьи 2).
Следует отметить, что Федеральный закон № 131-ФЗ не содержит предписаний о прекращении депутатских полномочий главой муниципального образования, избранным из состава представительного органа и исполняющего полномочия его председателя.
Статьей 40 Федерального закона № 131-ФЗ определен статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Согласно части 5 данной статьи выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
Таким образом, действующее законодательство, предоставляя право органам местного самоуправления определять в Уставе муниципального образования порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов, не содержит директивного требования об обязательности осуществления полномочий главой муниципального образования на постоянной основе.
4. Устав муниципального образования "Гвардейский городской округ" принят Решением Совета депутатов муниципального образования "Гвардейский район" от 18 сентября 2014 года № 316 "О принятии Устава муниципального образования "Гвардейский городской округ". Решение подписано главой муниципального образования "Гвардейский район" В.А. Соломатиным. Устав муниципального образования зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области 2 октября 2014 года, опубликован в газете "Наша жизнь" 8 октября 2014 года № 78, вступил в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 23 Устава Гвардейского городского округа глава округа является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава округа избирается из состава Совета депутатов округа тайным голосованием и исполняет полномочия председателя Совета депутатов округа.
Частью 2 статьи 23 Устава Гвардейского городского округа определено, что глава округа может осуществлять свои полномочия как на постоянной, так и на непостоянной основе. Глава округа должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Таким образом, на главу округа возложены обязанности по соблюдению установленных федеральным законодательством запретов и ограничений, независимо от того, на постоянной или на непостоянной основе осуществляются полномочия главы округа.
Кроме того, как следует из положений части 3 статьи 22 Устава Гвардейского городского округа, в соответствии с решением Совета депутатов округа депутат может осуществлять свою деятельность на постоянной основе или без отрыва от основной деятельности. Согласно нормам части 5 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ на постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.
Таким образом, анализируя взаимосвязанные приведенные положения устава муниципального образования в их системной связи с нормами федерального и регионального законодательства, Уставный Суд считает, что определение в Уставе Гвардейского городского округа условий, согласно которым глава округа, избранный из состава Совета депутатов и исполняющий полномочия его председателя, являясь выборным должностным лицом местного самоуправления, может осуществлять свои полномочия как на постоянной, так и на непостоянной основе, не противоречит требованиям действующего законодательства, в том числе антикоррупционного, и не находит оснований для признания оспариваемого положения части 2 статьи 23 Устава Гвардейского городского округа не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
На основании изложенного и, руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области

постановил:

1. Признать отдельное положение части 2 статьи 23 Устава муниципального образования "Гвардейский городской округ", принятого Решением Совета депутатов муниципального образования "Гвардейский район" от 18 сентября 2014 года № 316, в части слов: "Глава округа может осуществлять свои полномочия как на постоянной, так и на непостоянной основе", соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.


------------------------------------------------------------------